Кретова Надежда Георгиевна



Считаю себя счастливым человеком...

Попытаюсь рассказать немного о своих увлечениях, а поскольку все они берут начало из детства, то с него и начну. Родилась я в рабочем поселке Троицкое Алтайского края, куда мои родители приехали поднимать целинные земли. Я рано научилась читать и писать, в пять лет уже читала все, что было в доме, в том числе и серьезную литературу для взрослых. Первой объемной и интригующей стала для меня книга Вальтера Скотта «Айвенго», в которой было больше непонятного, чем понятного.

Забавно вспоминать, какой мучительной загадкой для пятилетней девочки было таинственное обозначение: «Глава Ха, Ха и палочки I, II и т.д.», впоследствии оказавшиеся прозаичным номером главы XXII, XXIII... Но спрашивать у родителей не решалась: ведь могли и отругать, и запретить читать «взрослые» книги. А детских было маловато.

В школу я пошла уже здесь, в городе. Вот где было здорово - целая библиотека всяких разных книжек! Читала много, днем и по ночам, за что не раз «влетало» от мамы. Помню, библиотекарь в школе иногда проверяла, на самом ли деле я прочитала взятые недавно книжки, что так быстро их возвращаю: просила меня пересказать содержание и только после этого выдавала новые.

В младшие годы я очень хотела быть учителем и всегда играла в «школу». Предметы школьные мне нравились все, за исключением тех, где не нравился учитель. Училась легко и хорошо. Очень любила заучивать наизусть и читать стихи. И мне стали поручать выступления на школьных вечерах, на районных и городских смотрах художественной самодеятельности.

Во втором или третьем классе (не помню точно) я сыграла свою первую драматическую роль на школьной сцене: это был Ванька Жуков, герой пьесы А.П. Чехова. Мне искренне было жаль этого бедного мальчика, и я так трогательно и по-настоящему плакала, описывая дедушке тяжелое житье-бытье, что и в зале многие прослезились. В старших классах я была постоянным участником театрального кружка, ходила в детскую театральную студию ДК КМК, и, конечно, как многие девочки, мечтала стать актрисой.

К моменту окончания школы более трезвый взгляд на реальность, на семейные обстоятельства победил мои детские мечтания. Я поступила в СМИ - Сибирский металлургический институт. Будучи студенткой, в летнее время с подружками подрабатывала то вожатой в пионерлагере, то в строительном отряде. Кстати, в стройотряде я и познакомилась с замечательным парнем, и институт мы уже заканчивали вместе, студенческой семьей. А впоследствии - в разные годы - и двое наших сыновей окончили этот же вуз. Так что в нашей семье сплошные инженеры-металлурги, но все с разными «хобби». Правда, одно общее есть - все очень любим читать.

Работа инженера показалась мне малопривлекательной, но пока дети были маленькими, я как-то и не помышляла об изменении места работы, трудилась в конструкторском отделе небольшого предприятия. Потом перешла на преподавательскую работу, видно, педагогические гены взяли верх. Дело в том, что по маминой линии у нас в родне много учителей, а также есть и художники (художественные способности проявились у младшего сына). Но преподавать-то приходилось, в соответствии с дипломом, технические спецдисциплины, и это мне порядком наскучило за несколько лет.

Все-таки гуманитарное начало, потребность в общении с искусством, литературой все больше просили удовлетворения. Я стала посещать библиотеку, клубы, познакомилась со многими интересными людьми, активно участвовала в проведении вечеров. Поэтому, когда меня пригласили работать в культурно-образовательном центре, я согласилась и до сей поры не разочаровалась в своем выборе: ведь это - именно то, что я люблю делать и умею. Здесь - постоянное общение с людьми, возможность помочь им в раскрытии их талантов, необходимость проявлять все свои умения и способности - и организаторские, и творческие.

Как сказал кто-то из знаменитых: «Есть люди, которые не пишут стихов, но они - тоже поэты, с чужими стихами в душе». Полагаю, что могу отнести себя к этой категории людей, поскольку к поэзии, как я уже рассказывала, имею пристрастие с детства. И это помогло мне сплотить любителей поэзии в клубе «Дилижанс», где мы с удовольствием познаем, внимаем, наслаждаемся шедеврами мирового поэтического наследия, а также читаем и слушаем стихи наших современников, вместе с ними радуемся выходу новых сборников.

С ранней юности очень любила и люблю петь и танцевать. Ах, какое это наслаждение - кружиться в вихре вальса или отплясывать «Барыню»! Это - тоже из детства, от родителей: мама наша была прекрасной танцовщицей и плясуньей, а отец играл на гармони и баяне, быстро подбирая на слух любую новую мелодию, причем, нигде они этому специально не учились - война не позволила. Наследие пригодилось мне в работе с клубом любителей песни «Гавань». Над сценариями вечеров мы с активистами клуба - молодыми душой, талантливыми моими пенсионерами - увлеченно трудимся, репетируем, волнуемся, а когда вечер уже проведен - с чувством удовлетворения беремся за подготовку следующего, чтобы он был не менее интересным. Какое это волнение и счастье - видеть множество глаз, устремленных из зала тебе навстречу, чувствовать, как по ходу вечера они теплеют, добреют и начинают светиться радостью! Атмосфера в зале постепенно превращается из официальной в теплую, семейно-праздничную, и в конце вечера людям так не хочется ее нарушать, не хочется расходиться, утрачивая возникшее волшебное чувство единения.

Еще я очень люблю Природу - да, именно так, с большой буквы, потому что Природа - это нечто великое, гармоничное, несущее в себе силу любви, энергию радости, то, в чем только и можем мы черпать силы, являясь частью ее. Мне посчастливилось побывать в походах на Байкал и на Кузнецкий Алатау в группах с бывалыми туристами. Перед выходом волновалась: «Одолею ли?»,- ведь идти предстояло по трудным маршрутам, да еще с тяжеленным рюкзаком. Ну, а когда уже отправились, там отступать и некуда, и стыдно. Зато все трудности пути окупились восторгом от увиденной красоты и радостью самопреодоления.

Сколько уже сказано о красоте нашего края! Но удивительной природой Горной Шории и других таежных мест хочется восхищаться еще и еще. Если даже длительное время мне не удается побывать за городом, достаточно войти в скверик школьного двора - и там всегда ожидают приятные «подарки» природы. Это, например, стайка свиристелей, осевших на рябине или дикой яблоньке, с их дивной музыкой хрустальных свирелей! (Моя бабушка называла их «райскими птичками» за красоту и мелодичное пение). Или снегири на заснеженных кленах - клюют себе зернышки да посвистывают, красивые, румяные, и впрямь, «как розовые яблоки»! Увидишь их - и на сердце тепло и приятно. Маленький сынишка моей знакомой говорит: «Мама, вот мы видели с тобой сегодня снегирей - и будет нам счастье!».

Интересно наблюдать за поведением и звучанием синичек. Если зимой они, нахохлившиеся, озабоченные поиском хоть какой-нибудь крошки, почти не поют; так, тренькнет слабенько, будто просит у тебя поесть чего-нибудь, и даже не боится близко подходить, то уже в конце февраля - начале марта их голосочки становятся такими переливчатыми и звонкими, что начинаешь с радостью осознавать - скоро быть весне!

Считаю себя счастливым человеком, потому что люблю свою семью и свою работу, люблю тех, для кого я живу и работаю. Я благодарна Судьбе за то, что меня окружают прекрасные люди - единомышленники: и коллеги, и активисты клубов, многие из которых стали моими друзьями. И я везде и всегда с гордостью говорю, что я работаю в библиотеке им. Гоголя. Пусть я не так уж много пока проработала здесь, шесть с половиной лет, но и на моих глазах в библиотеке произошло достаточно много приятных положительных изменений. Конечно, нам всегда хочется больше, лучше и быстро, но жизнь ставит свои условия, порой, довольно жесткие. Однако если больше внимания обращаешь не на то, что все еще не сделано и что пока плохо, а на то, что уже достигнуто и что удалось, тогда легче сохранять в собственной душе радость жизни, способность к творчеству и делиться этим с теми, кто рядом с тобой.

Я старалась изложить все абсолютно искренне, так, как живу и чувствую. Кстати, вспомнилась строчка из песни Б.Окуджавы: «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить...».

 

Кретова Надежда Георгиевна
// История библиотеки в лицах. Новокузнецк, 2006. С. 330-333 : фот.

 

Литература

  1. Валиулин, В. Песенный праздник [Текст] / Владимир Валиулин ; Валентин Волченков (фото) // Кузнецкий рабочий. - 2010. - 28 октября (№ 126). - С. 6 : фот.
     
  2. Лешкевич, А. Лед и пламень библиотеки [Текст] / Анастасия Лешкевич ; фото Марины Герман // Новокузнецк. - 2010. - 11 ноября (№ 84). - С. 2 : фот.
     
  3. Михайлова, Л. Талант общения [Текст] / Лариса Михайлова // Кузнецкий рабочий. - 2007. - 8 декабря (№ 142). - С. 4.