Хоботнев Дмитрий Николаевич (26.06.1978-30.04.2020)



Дмитрий Николаевич Хоботнев Прозаик, поэт. Член Союза писателей России (2008). Дмитрий Николаевич Хоботнев родился 26 июня 1978 года в городе Новокузнецке Кемеровской области. Место рождения - горняцкий микрорайон Абашево Орджоникидзевского района. Отец - Николай Николаевич и другие родственники были шахтерами.

В 1996 году Дмитрий окончил школу № 61. Ныне это «Средняя общеобразовательная школа № 61 имени Ильгизара Александровича Касакина».

Дмитрию прочили продолжение рабочей семейной династии. Он зарабатывал на жизнь шахтерским трудом, работал горнорабочим очистного забоя. Однако своим призванием он считал литературное творчество. Первым его ценителем была мама - Ольга Леонидовна. В доме была большая библиотека, а писать Дмитрий начал в четыре года. Как он писал в одном из интервью: «Помню точно, что первым было стихотворение. В книжке увидел какую-то картинку и под впечатлением от нее написал. Прозу начал писать, когда пошел в первый класс, Начал сразу с романа. По-моему, под влиянием Стивена Кинга что-то про динозавров, про машину времени» (Кузнецкий рабочий. 2011.27 окт.).

Четыре года Дмитрий Хоботнев учился в Сибирском государственном индустриальном университете. Поняв, что техническая профессия ему неинтересна, Дмитрий поступил туда, куда его звала душа, - в Кузбасскую государственную педагогическую академию (ныне Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ) и окончил в 2005 году факультет русского языка и литературы.

Благодаря учебе в КузГПА и домашней библиотеке, он много читал. Зачитывался Голдингом, Кафкой, Фолкнером, Достоевским, Маяковским. Среди любимых писателей также были Булгаков, Замятин, поэты серебряного века.

Важный этап в творческой жизни Дмитрия Хоботнева - новокузнецкое литературное объединение «Гренада» под руководством известного поэта и прозаика Любови Алексеевны Никоновой. Он пришел в «Гренаду» в 2000 году с рассказами романтического и фантастического содержания. Позже он говорил, что в свое время литературная студия очень много дала мне для творческого развития, «в замкнутом пространстве сидеть нельзя», «без «Гренады» я бы не двинулся с места».

Дмитрий также был членом Клуба любителей фантастики «Контакт», работавшем при Центральной библиотеке имени Н. В. Гоголя под руководством Николая Калашникова.

Ярчайшим событием литературной жизни Кузбасса стала первая книга Дмитрия Хоботнева «Мост».Книга вышла в начале 2008 года как приложение к журналу «Огни Кузбасса». Дмитрий готовил свое детище к печати два года. Книга вызвала бурную реакцию в литературной среде региона. Мнения разнились от: «потрясающая своим горьким лаконизмом» до - выражающая «беспросветный пессимизм», а также - «лучшая книга из написанных в области в XXI веке, одна из лучших вРоссии».

В августе 2007 года Дмитрий Хоботнев принял участие во всероссийском совещании молодых писателей, проходившем в Каменске-Уральском. На прошедших в рамках семинара творческих семинарах его творчество было оценено столь высоко, что он был рекомендован в члены Союза писателей. 11 ноября 2008 года в Доме литераторов Кузбасса Дмитрию Николаевичу Хоботневу был вручен членский билет Союза писателей России. По данным сестры писателя, номер билета 7859, дата вступления в Союз писателей - 26.02.2008. Дата выдачи билета - 16.09.2008.

В последующие годы Дмитрий Хоботнев был участником, VIII, IX, XI, XII, XIII, XIV Форумов молодых писателей России (2008, 2009, 2011-2014) в подмосковном городе Липки.

Писал в разных жанрах. В творческом наследии Дмитрия Хоботнева есть рассказы, стихотворения, сказки, драмы, детективы, психологические и фантастические повести, роман. Писатель развивал интеллектуально-психологическое направление современной прозы. Главной темой своих произведений считал внутренний мир человека.

Высокую оценку его поэтическому мастерству дала Любовь Алексеевна Никонова: «Отдавая должное его прозе, всё же скажу: для меня он, в первую очередь, блестящий поэт. И достоинства его рассказов, их выразительность, точность языка, возможно, выкристаллизовались на основе поэтического дара».

На вопрос, какой жанр он предпочитает, Дмитрий отвечал, что это проза, стихи пишет редко, бывает, что вставляю их в свои прозаические произведения, когда того требует сюжет. Его прозу называют психологичной, интеллектуальной, сюрреалистичной, мрачной, сравнивают с Кафкой, Достоевским.Примечательно, что позже, в интервью изданию «День за днем» (2008, № 14) на вопрос Дарьи Акуловой, хочет ли он внести изменения в рассказы 2003-2006 годов, Дмитрий ответил: «Со временем меняется мировоззрение. Поэтому хочется уменьшить количество негатива, добавить света…».

Является ли герой рассказов Дмитрия Хоботнева героем нашего времени? Сам писатель так отвечал: «Я думаю, что таков герой не нашего времени, а, может быть, всех времен… Но я бы, не сказал, что в рассказах моих мой герой из массы. Все-таки это человек специфический, о смысле жизни думающий. Таких людей на самом деле немного. Хотя они не какие-то сверхчеловеки, а обычные люди. Может быть, неудовлетворенные чем-то, чего-то в жизни не нашедшие, то, что они видят вокруг, им не надо, а что надо - не знают» (Седьмой день. 2008, 11 сент.).

Писал Дмитрий Хоботнев по ночам. После работы на шахте, иногда, если приходило вдохновение, то мог просидеть и до утра. А утром, не выспавшись, идти на работу. Компьютер не признавал. Считал, что в нем «нет души», «когда стучишь по клавишам, никаких мыслей не появляется». Повесть «Пастораль» в рукописи занимает двести пятьдесят страниц тетради в клеточку. В 2010 году на Форуме молодых писателей России получила высокую оценку столичных мэтров литературы и была рекомендована на издание отдельной книгой.

Печатался в журналах «Огни Кузбасса» (Кемерово), «Балтика» (Калининград), «Северная Аврора»(Санкт-Петербург),«Новый енисейский литератор» (Красноярск); в альманахах «Университет культуры» (Кемерово), «Кузнецкая крепость» (Новокузнецк); «Кольчугинская осень» (Ленинск-Кузнецкий) и др.; в газетах «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк), «Кузбасс» (Кемерово), «Литературная газета» (Москва) и др.

Публиковался в сборниках «Новые писатели» (Москва, 2014), «Гренада» (Новокузнецк, 2006), «Познавать с годами начал Категорию добра... (Новокузнецк, КЛФ «Контакт», 2021).

С 2014 года был членом редколлегии альманаха «Кузнецкая крепость», курировал раздел «Проза».

В 2008 году Дмитрий Хоботнев удостоен первой премии альманаха «Огни Кузбасса» в номинации «Приз «Дебют» на конкурсе за лучшие произведения прозы, поэзии и публицистики, опубликованные в 2008 году (за книгу прозы «Мост»).Лауреат областной литературной премии «Энергия творчества» (2008). В 2012 году за участии в работе Всероссийского семинара молодых писателей удостоен государственной стипендии Министерства культуры Российской Федерации.Награжден кузбасской медалью «За веру и добро» (2009).

Дмитрий Хоботнев был скромным, немногословным, застенчивым человеком. В людях любил общительность, простоту. Оставил много неопубликованных произведений, были готовы к печати роман «Почтальон», повесть «Что наша жизнь… игра» и другие. Они ждут своего издателя.

Всю жизнь трудился горнорабочим очистного забоя на шахте «Ольжерасская» (г. Междуреченск, Кузбасс). В 2017 году ему пришлось уволиться по состоянию здоровья.

Скончался 30 апреля 2020 года, похоронен 2 мая на Кузнецком кладбище города Новокузнецка.

 

О ТВОРЧЕСТВЕ Д. ХОБОТНЕВА

Любовь Никонова, член Союза писателей России,
руководитель Новокузнецкого гор. лит. объединения «Гренада»

Разгадывая тайну человека
(предисловие к книге «Мост», 2008 г.)

Дмитрий Хоботнев – молодой новокузнецкий прозаик, работающий в тонкой интеллектуально-психологической манере. В начале 2000-х годов он впервые пришел на занятия городского литературного объединения «Гренада». Тогда его небольшие романтические новеллы напоминали чем-то прозу Александра Грина, рассказы Рэя Бредбери. Шесть «гренадских» лет (поиск «своего голоса», работа над стилем, постоянное общение с коллегами по перу, регулярные чтения и обсуждения написанного) дали превосходный результат: несомненный литературный талант Дмитрия получил необходимую «шлифовку», атмосфера доброжелательного внимания способствовала творческому росту молодого автора. Но самое главное совершалось, конечно, в нем самом, в его душе и сознании. Будучи человеком впечатлительным, он испытывал влияние разных литературных мэтров, и «Гренада» становилась свидетелем его увлечения Булгаковым, Фолкнером, Кафкой, Камю…

Дмитрий пробовал себя не только в прозе, но и в драматургии (пытался писать пьесы), и в поэзии. Отдавая должное его прозе, всё же скажу: для меня он, в первую очередь, блестящий поэт. И достоинства его рассказов, их выразительность, точность языка, возможно, выкристаллизовались на основе поэтического дара. Например, рассказ «Пыль» только внешне можно отнести к эпическому жанру. На самом деле, это явная поэзия. По ритму построения, циклическому рисунку повторов, «хронометражу» действия, концентрическому размещению образов – это пронзительная, композиционно безукоризненная экзистенциальная поэма. Ее тему можно выразить библейским словом: «Вся наша жизнь – прохождение тени».

В 2002 году в журнале «Огни Кузбасса» была опубликована поэма Дмитрия Хоботнева «Шах Акбар», по которой можно судить об особенностях незаурядного дарования автора. И сразу можно сказать: это – поэт. Но предпочтение было отдано всё-таки прозе, причём поначалу Дмитрий брался за повести, писал даже роман, каждая глава которого напоминала отдельную новеллу. Как-то на «Гренаде» мы посоветовали ему преобразовать эти главы в автономные новеллы или просто взяться всерьез за рассказы (от чего он сначала отмахивался). И так получилось, что Дмитрия Хоботнева читатели теперь знают преимущественно как новеллиста.

Лучшие его рассказы построены на весьма узнаваемом материале: в них промелькивают реалии умирающих маленьких городов, полузаброшенных горняцких или рудничных посёлков, истощённых территорий, печального захолустья, безрадостных «лунных ландшафтов»... «Ржавчина, гниение, неухоженность давно уже перестали пугать и превратились в привычку». Внешне серая жизнь вскипает среди всего этого угасания неожиданными душевными бурями, «невидимыми миру» страстями, непредсказуемыми странными поступками героев, их ожесточённым отчаянием и самоубийственным одиночеством. Психоанализ на фоне «запустения и прогрессирующего распада»! В этом смысле показателен рассказ «Путешествие». Герой, живущий в неперспективном городке, крайне ограничен в возможностях (болезни, одиночество, мизерный заработок) – и поэтому не может вырваться из охваченного тлением мирка. Но он находит утешение на окраине, у обочины дороги, созерцая деревянный столбик с привинченной жестяной табличкой: «ГРАНИЦА ГОРОДА».

Сделать шаг – и ты «за границей»… Перейти границу… Попасть в другой мир… герой абсолютно слаб, но он вдруг обнаруживает в себе некую силу: «Как передать это чувство власти над границей? Как объяснить ощущение решающего шага?..» Сначала «власть над границей» проверяется в пространстве: герой то переходит ее, то возвращается в «свою» сторону. Но в момент безысходности (утери последних денег) «власть над границей» разрешается во времени: герой добровольно пересекает границу, отделяющую жизнь от смерти, – и «времени больше не будет», как говорится в Апокалипсисе.

В сентябре 2006 года новокузнецкий журнал «Домино» опубликовал интервью с Дмитрием Хоботневым «Такова реальность». На вопрос корреспондентки «Почему Ваши произведения такие... грустные?» молодой писатель ответил: «Сами рассказы и поднимаемые в них темы не подразумевают счастливых финалов... Я реалист. Меня, как автора, интересуют не какие-то глобальные проблемы, а проблема личности, «маленького человека», который и жить в этом мире не может, и не жить не может. Он просто не знает, куда ему податься и что делать. Поэтому основной мотив – это мотив одиночества».

«Маленький человек» пришёл к Дмитрию Хоботневу не только из нынешней реальности, но и из большой гуманной русской литературы. Старик из рассказа «Захолустье» или герой рассказа «Змеи» вряд ли посетили бы наш нынешний мир, не будь гоголевских Башмачкина («Шинель») и Поприщина («Записки сумасшедшего»), не будь «Бедных людей» и «Униженных и оскорблённых» Достоевского...

Причём важны даже не сюжеты, не внутреннее сходство «жалких» личностей – важна традиция авторского сочувствия ко «всякой душе, скорбящей и озлобленной». «Милости хочу, а не жертвы»!

В наше время эта традиция в литературе глушится волнами агрессии, шествиями монстров, химер, вампиров, драконов, чёрных магов, рыцарей смерти, сверхлюдей, сверхдьяволов, сверхбогов – и, кажется, до реального человека со всеми его болями и страданиями никому дела нет: затопчут его эти чудовища – и следа не останется.

Тем более ценно, что Дмитрий Хоботнев не просто помнит о человеке, но и живет исключительно им. Повествование в большинстве рассказов идёт от первого лица. Автор «вживается» в образ главного героя «до упора», исследует его личность через собственное «я» (даже если герой на редкость «неположительный»), идёт с ним «до конца». Этим он захватывает читателя, не прибегая ни к каким «спецэффектам». По собственному признанию Дмитрия, в современной литературе ему не нравится жанр фэнтези: «Мне кажется, что все это глупости: играть в выдуманные существа… Меня удивляет, когда взрослые люди этим увлекаются…»

Не пишет Дмитрий и «про любовь» (в расхожем понимании этого слова). Ни одной строки не посвятил сексу. Имея склонность к иронии, не превратил ее в постмодернистский «балаган» или «шабаш» (хотя, например, материал рассказа «Зал ожидания» вполне мог дать повод для иронических извращений, но сама «культура письма» автора уберегла его от таких «перегибов»).

Не применяя гипноза фэнтези, не пользуясь дурманом гиблой некрофилической мистики, не приманивая читателя сладкими эротическими ядами, он, тем не менее, легко находит путь к читателю, особенно молодому.

В молодёжной творческой среде Новокузнецка ценятся его рассказы, есть спрос на пока ещё не опубликованные повести и даже просто главы незаконченных произведений (Их выпрашивают у автора в рукописных вариантах). В чём причина такого успеха у молодёжи? А в том, что честная юность мгновенно отзывается на голос правды, пусть даже печальной. Дмитрий ищет и пишет правду. А как писатель он хорошо владеет ключевыми средствами для ее донесения до людей.

«Человек есть тайна, – писал Достоевский. – И эту тайну надо разгадать». Писатель Дмитрий Хоботнев причастен к разгадыванию тайны человека. Книга рассказов «Мост» свидетельствует о серьезных намерениях автора.

Дмитрий Мурзин, поэт, член Союза писателей России


Фрагмент рецензии на книгу «Мост»

«Книга «Мост» - это выяснение отношений со смертью. Этакое «Смерть: proetcontra» от Дмитрии Хоботнева. Почти в каждом рассказе книги кто-то умирает. Но дело не в суицидальности или кровожадности автора. Дмитрий не занимается оправданием смерти. Он исследует границы. Решает вопросы о смысле жизни. Ради чего стоит жить? Ради чего стоит умереть? Как ни странно, ответ на эти два вопроса может быть один. Ибо если что-то не стоит того, чтоб за это умереть - разве стоит ради этого жить?».

(«Кузнецкая крепость». 2020. С. 240)

Василий Попок, журналист, Почётный работник культуры Кузбасса,
член Союза писателей России


«Хоботнев будто бы родился, минув период ученичества, уже готовым, с собственным стилем и мироощущением писателем. Мироощущение, однако, было очень мрачным. <…>

Некоторые его вещи навевают беспросветный ужас, это такое кафкианство или род психоделии от Хичкока: вроде ничего не происходит, а страшно.

Но проза его хороша. Мощно психологичная и временами просто страшная. Я знал его тексты, был изумлён, очарован, обрадован (можно и другое почти пышнословье подобрать) встречей с настоящим писателем. Но лично мы общались мало. Он мне казался застенчивым и замкнутым. Да и всёж-таки новокузнечанин, к тому же работающий - не наездишься, так что встречались мы лишь несколько раз.

У него есть крошечный рассказик про человека в морозном и пустом городе - кажется, что сама душа замерзает, читая. Как бы то ни было, но это всё в высшей степени художественно.

Дмитрий Хоботнев — выдающийся писатель, его даже и сравнить не с кем. Он особлив, одинок, как двухсотлетний кедр посреди поляны, - вершина впёрта в бегучее облако...<…> Эта проза была иная - профессиональная, точная в слове и описании, короче - восхитительная. Писал для человечества, а не для зарабатывания денег и широкой популярности.

(«Его даже сравнить не с кем…» // Кузнецкая крепость. 2020.С. 239-240)

 Михаил Анохин, поэт, прозаик, публицист,член Союза писателей России


«Мне кажется, что творчество Хоботнева, хотел он этого или оно получилось само собой, как журавлиная песня, или бормотание горного ручейка, показывает, к чему приводит богатая внутренняя жизнь в обезбоженном мире. Что поселяется в душе, из которой вынуто элементарное представление о Боге.

«Остается лишь шершавая каменная стена тупика». Человек бежал из каменных джунглей цивилизации и пришел к тем же бездушным камням! Очевидно, что без Бога не найти дороги ни к себе, ни к миру вокруг себя.

Призыв Иоанна Кроншадтского «трезвится» становится особенно актуальным во времена, когда освобожденная от всяческих сдерживающих её скреп душа вырывается на свободу. Тогда химеры начинают выть не только на стенах готических соборов, но и в душах человеческих. Это завывание химер отчетливо слышно в трагическом самобытие проходящего сквозь ткань всех рассказов литературного героя Дмитрия Хоботнева».

(Освобожденная душа… // Кузбасс. 2007. 31 августа (Круг чтения) 

Наталья Каменева, журналист

«На первый взгляд его проза оставляет ощущение довольно беспросветное. Темы - мрачноваты (одиночество, смерть и так далее). Герои - несчастны, обделены... Какое время - такие песни? Но, вчитываясь в скупые, лаконичные строки, вдруг на каком-то абзаце с тайной радостью обнаруживаешь, что болеет-то автор иным. Не бытописание всяких странностей и отклонений его цель. Это свою боль, свое разочарование, свое неприятие лицемерия, жадности, снобизма и иных смертных грехов он дает как бы от обратного...Есть места прямо-таки афористичные, «...я порой не знаю, что лучше: жить с вечной надеждой на что-то или знать наверняка», «...быть может, и впрямь где-то кто-то есть. Кто-то, могущий подарить человеку еще один рассвет. Пусть даже этот человек всех проклинал и всех ненавидел». Рассказ «Навсегда» - самая настоящая аллегория. Главный герой нем. В придачу к этому он поочередно и в результате трагических обстоятельств теряет слух и зрение. «Я стал неким гротескным символом человечества. Человечества, которое бредет во тьме, не слыша ничего и не имея голоса, чтобы позвать на помощь». Кто мы, откуда и куда мы идем?..»

(Какое время - такие песни // Кузнецкий рабочий. 2006. 6 июля).

Валерий Немиров,
журналист

«По моему искреннему убеждению, Дмитрий Хоботнев писатель европейского уровня.

В восприятии читавших его сборник рассказов «Мост» или, скажем, повесть «Пастораль» он пребывает где-то в промежутке между «люблю» - «не люблю». Понятно, что я на противоположном берегу того, с которого бросают обвинение в «черном пессимизме», заламывают руки со словами: «Ну нельзя же до такой степени».

Конечно, можно спросить, до какой степени можно, но не хочется. Как не хочется спрашивать, что в данном нам в ощущении окружающем мире должно явиться поводом для «белого оптимизма»?

Я, как и Любовь Никонова, вспоминаю старое Дмитрия интервью, где он говорит, что его «интересуют не какие-то глобальные проблемы, а проблемы личности «маленького человека», который «и жить в этом мире не может, и не жить не может». Вот в чем сермяга: и жить не может, и не жить не может».

(Кузнецкий рабочий. 2011. 27 октября)


 ЛИТЕРАТУРА

Публикации Д.Н. Хоботнева

* * *

  • «Вновь костры у славянской избы...» : [стихи] / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость : альманах. - Новокузнецк, 2018. - [№ 23]. - С. 86. - Содерж.:  "Вновь костры у славянской избы..."; Шаровидный мир; "Замолчи, истерзанная лира...". URL:  https://www.zhurmir.ru/content/vnov-kostry-u-slavyanskoy-izby(дата обращения: 15.11.2022).
  • Восхождение : рассказ / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2008. - № 5. - С. 34-37.
     
  • Восхождение ; Новая жизнь :  [рассказы] / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость. -  Новокузнецк, 2008. - № 1 (13). - С. 12-17.
     
  • Встречный билет :рассказ / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2021. - № 1. - С. 124-133 : фот.- URL: https://www.zhurmir.ru/content/vstrechnyy-bilet (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Зал ожидания / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2007. - № 1. - С. 120-123.
     
  • Зал ожидания ; Змеи ; Ночь моей смерти ; Мост ; Уставший от снов ; Пыль : [рассказы] / Д. Хоботнев // «Гренада» : стихи и проза. - Новокузнецк, 2006. - С .46-79.
     
  • Захолустье / Дмитрий Хоботнев // Профессионал. - 2007. - Октябрь. - С. 92-97.
     
  • Захолустье ; Путешествие ; Змеи : [рассказы] / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2005. - № 3. - С. 60-66.
     
  • «Как неприятен шаровидный мир...» / Д. Н. Хоботнев  // Познавать с годами начал Категорию добра... : из Кузбасской поэзии / Новокузнецкая центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя, Новокузнецкий городской клуб любителей фантастики "Контакт" ; сост. Калашников Н. Н. - Новокузнецк, 2021. - С. 55.
     
  • Клуб неухоженных могил : рассказ / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2015. - № 1. - С. 94-97 : фот.; Кольчугинская осень. - 2020. - № 8. - С. 78-80. -  URL:  https://www.zhurmir.ru/content/klub-neuhozhennyh-mogil(дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Мост : новелла / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость : альманах. - Новокузнецк, 2020. - URL: https://www.zhurmir.ru/content/most (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Мост / Дмитрий Хоботнев // Профессионал. - 2008. - Февраль. - С. 116-117
     
  • Мост : новелла ; Захолустье ; Зал ожидания ; Трамвай : [рассказы] / Д. Н. Хоботнев // Кузнецкая крепость. -  Новокузнецк, 2020. - С. 241-249.
     
  • На годы опоздавшая весна : [стихи] / Дмитрий Хоботнев // Литературная газета. - 2011. - 18. - С. 24 мая (№ 20). - 4 : фот.
     
  • Нет в нашем мире скорби, слёз и зла : [стихи] / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2021. - № 5. - С. 41-43 : фот. - Содерж.: «Нет в нашем мире скорби, слез и зла…»; «Куплю-ка я себе на вырост гроб…»; «В моей голове поселилось Солнце…»; «Вновь костры у славянской избы…»; «Я видел сон...»; «Далеких дней забытые слова…»; «Играет бликами лопата…»; «Однажды за окном ударил гром…»; «Замолчи, истерзанная лира…». - URL: http://www.ognikuzbassa.ru/category-poetry/2069-dmitrij-khobotnev-net-v-nashem-mire-skorbi-sljoz-i-zla (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Новолуние : рассказ ;  Зал ожидания : рассказ / Д. Хоботнев // Кузнецкая крепость. - Новокузнецк. - 2006. - № 1 (10). - С. 49-57.
     
  • Остановка в ночи : [рассказ] / Дмитрий Хоботнев ; [автор предисловия Савва Михайлов] // Кузнецкий рабочий. - 2012. - 30 августа (№ 101). - С. 10 : фот.
     
  • Остановка в ночи / Дмитрий Хоботнев // Наш современник. - 2016. - № 2. -
     
  • URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=15746 ; https://www.zhurmir.ru/content/ostanovka-v-nochi (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Остановка в ночи / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость : альманах.  - Новокузнецк, 2019. - [№24]. - С. 182-185 : фот. ; Огни Кузбасса. - 2011. - № 4. -С. 53-56 : фот.
     
  • Пастораль : повесть / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2010. - № 1. - С. 8-41.
     
  • Пыль : рассказ / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкий рабочий. - 2014. - 2 октября (№ 113). - С. 8 : фот.
     
  • Стихи / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость. - Новокузнецк, 2003. - № 5-6. - С. 21-22.
     
  • Стихи / Дмитрий Хоботнев // Образ. - 2021. - № 1. - Содерж.: «В кресле у остывшего камина…» ; «Я гадостей в жизни наделал немало…» ; «Я видел сон. В нем молчаливый кто-то…» ; «Вновь костры у славянской избы…» ; «Куплю-ка я себе на вырост гроб…» ; «Сегодня охота напиться…» ; «Замолчи, истерзанная лира…». - URL: https://www.zhurmir.ru/content/stihi-3460 (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Тепло пахнет кровью : новелла / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость. -  Новокузнецк, 2018. - С. 83-85.
     
  • Тепло пахнет кровью : рассказ / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2013. - № 2. - С. 99-101 : фот. - Об авторе: с. 99.
     
  • Тепло пахнет кровью : новелла / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость : альманах. - Новокузнецк, 2018. - [№ 23]. - С. 83-85 : фот. - URL:  https://www.zhurmir.ru/content/teplo-pahnet-krovyu (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Тепло пахнет кровью : [рассказ] / Дмитрий Хоботнев ; [авт. вступит. слова: Валерий Немиров] // Кузнецкий рабочий. - 2013. - 27 июня (№ 71). - С. 8 : фот.
     
  • Три рассказа из его единственной книги, вышедшей при жизни / Дмитрий Хоботнев // Кузнецкая крепость : альманах.  - Новокузнецк, 2020. - [№ 25]. - С. 242-249. -   Содерж.: Захолустье (16.01.2003 - 23.01.2003); Зал ожидания (Июль 2005 г.); Трамвай (16.02.2004). URL:  https://www.zhurmir.ru/content/zaholuste-zal-ozhidaniya-tramvay (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Уставший от снов : рассказ / Дмитрий Хоботнев // Огни Кузбасса. - 2006. - № 3. - - С. 110-111 ; Профессионал. - 2007. - Сентябрь. - С. 92-95.
     
  • Шах Акбар : поэма / Дмитрий Хоботнев //  Огни Кузбасса. - 2002. - № 1. - С .77-80.

 

Интервью с Д. Хоботневым

  • К читателю проложен мост : [интервью с писателем Д. Хоботневым / беседовала Дарья Акулова] // День за днем. - 2008. - № 14. - С. 4
     
  • «Мое дело - писать» / [записала Ольга Назаренко] // Кузнецкий рабочий. - 2011. - 27 октября (№ 126). - С. 6.
     
  • Такова реальность : [интервью с молодым новокузнецким писателем / Олеся Ерошенко] // Домино. - 2006. - № 7 (август-сентябрь). - С. 48-49 : фот.
     
  • Шагая по «мостовой» : [беседа с Д. Хоботневым / провела / Вера Надеждина] // Седьмой день. - 2008. - 11 сентября (№ 33). - С. 2 : фот.



Публикации о Д.Н. Хоботневе

  • Хоботнев Дмитрий Николаевич : [фото, биографическая справка, библиография] // Литературная карта Кузбасса : энциклопедия деятелей литературы. - URL: https://litmap.kemrsl.ru/person/221/ (дата обращения: 15.11.2022).

 

* * *

  • [Хоботнев Дмитрий Николаевич : некролог] / члены Кемеровского отделения Союза писателей России, Управление культуры администрации г. Новокузнецка // Кузнецкий рабочий. - 2020. - 8 мая (№ 29). - С. 8 : фот.
     
  • Анохин, М. Освобожденная душа, или Химеры внутреннего мира обезбоженного человека : [рецензия] / Михаил Анохин // Кузбасс. - 2007. - 31 августа (№ 159). - (Круг чтения : спец. вып. - IV). - Рец. на кн.: Хоботнев Д. Освобожденная душа, или Химеры внутреннего мира обезбоженного человека / Дмитрий Хоботнев. - Новокузнецк, 2007.
     
  • Антонова, А. Молодые «гренадеры» / Анна Антонова // Допеть до конца : [коллективный сборник участников литературного объединения «Гренада]. - Новокузнецк, 2011. - С. 72-73 : фот.
     
  • Дмитрий Хоботнев // Союз писателей России. Кузбасс : фотолетопись, 1962-2012. - Кемерово, 2012. - С. 174 : фот.
     
  • Дмитрий Хоботнев : [биография] // Кузнецкая крепость. - Новокузнецк, 2019. - [№ 24]. - С. 182 : фот. URL: https://www.zhurmir.ru/avtor/hobotnev-dmitriy (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Дмитрий Хоботнев (26 июня 1978 – 26 апреля 2020) // Кузнецкая крепость : альманах. - Новокузнецк, 2020. - С. 238 : фот. - URL: https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/dmitriy-hobotnev (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Калинина, И. На мосту / Инна Калинина // Новокузнецк. - 2007. - 4 октября (№ 39). - С. 11.
  • Каменева, Н. Какое время - такие песни / Наталья Каменева // Кузнецкий рабочий. - 2006. - 6 июля (№ 78). - С. 6 : фот.
     
  • Лешкевич, А. Непроходной «Мост» / Анастасия Лешкевич // Новокузнецк. - 2008. - 1 мая (№ 33). - С. 11.
     
  • Литературная хроника : [в том числе об участии в работе Всероссийского семинара молодых писателей, Д. Хоботнев удостоен государственной стипендии Министертсва культуры РФ»] / подготовила Н. Мурзина // Огни Кузбасса. - 2012. - № 6. - С. 166-168.
     
  • Литературная хроника:  [12 -15 октября в подмосковном городе Липки прошел 9-й Всероссийский семинар молодых литераторов, на котором Кузбасс представили поэт Игорь Кузнецов и прозаик Дмитрий Хоботнев] // Огни Кузбасса. - 2010. - № 1.- 168-170.
     
  • Литературная хроника : [в том числе: 11 ноября в Доме литераторов Кузбасса был вручен членский билет Союза писателей России Д. Хоботневу, он удостоен первой премии альманаха «Огни Кузбасса» в номинации «Приз «Дебют» на конкурсе за лучшие произведения прозы, поэзии и публицистики, опубликованные в 2008 г. (за книгу прозы «Мост»] // Огни Кузбасса. - 2009. - № 1.  С. 173-175.
     
  • Маш, М. В Москву за сборником / Марина Маш // Новокузнецк. - 2008. - 6 ноября (№ 87). - С. 7
     
  • Михайлов, С. «Мост» Дмитрия Хоботнева - лучший дебют года / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. - 2008. - 18 декабря (№ 148). - С. 4
     
  • Надеждина, В. Писатель города N / Вера Надеждина // Седьмой день. - 2009. - 27 декабря (№ 48). - С. 7 : фот.
     
  • Назаренко, О. В направлении восхода: [о рассказах из книги «Мост»]  / Ольга Назаренко // Кузнецкий рабочий. - 2011. - 4 августа (№ 90). - С. 3 : фот. - URL: https://kuzrab.ru/publics/v-napravlenii-voshoda/(дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Немиров, В. А.  Кто любит нас по-настоящему?! / [Валерий Немиров] // Кузнецкий рабочий. - 2020. - 8 мая (№ 29). - С. 4 : фот. - (Памяти друга) ; Кузнецкая крепость : альманах. - Новокузнецк, 2019. - С. 185.
     
  • Немиров, В. А. «Это понимаешь, когда прочтешь до конца...» / В. А. Немиров. // Кузнецкая крепость. -  Новокузнецк, 2020. - С. 239.
     
  • Никонова, Л. А. Все они таланты, все они поэты... : [беседа с Л. А. Никоновой] / записала Анна Скрипникова ; фото из архива // Кузнецкий рабочий. - 2008. - 20 ноября (№ 136). - С. 9 : цв. фот.
     
  • Никонова, Л. А. Разгадывая тайну человека : [предисловие к книге «Мост»]  / Л. А. Никонова // Кузнецкая крепость. -  Новокузнецк, 2020. - С. 240.
     
  • Ничик, Н. Новости литературы : [в том числе о публикации в санкт-петербурском журнале «Северная Аврора» рассказа «Остановка в ночи»]  / Николай Ничик // Кузнецкий рабочий. - 2013. - 20 июня (№ 68). - С. 3.
     
  • Плющев, В. [Рецензия на произведения, опубликованные в журнале «Огни Кузбасса» за 2010 год, в т. числе о повести «Пастораль»] / Валерий Плющев // Огни Кузбасса. - 2011. - № 3.  - С. 163-164.
     
  • Плющев, В. А. Надежда есть всегда : [о повести «Пастораль»] / Валерий Плющев // Привычка к ежедневному чтению : о писателях и книгах / Валерий Плющев. - Кемерово : Ректаймс, 2012.
     
  • Попок, В. «Его даже и сравнить не с кем...» / Василий Попок // Кузнецкая крепость. -  Новокузнецк, 2020. - С. 239-240.
     
  • Умер Дмитрий Хоботнев // КузПресс : [сайт]. - URL: https://kuzpress.ru/culture/02-05-2020/74649.html (дата обращения: 15.11.2022).
     
  • Хоботнев Дмитрий Николаевич // Писатели Кузбасса (1962-2017) : биобиблиогр. каталог / Союз писателей России ; [дир. проекта: Б. В. Бурмистров ; отв. ред. Д. В. Мурзин ; ред.-сост. Г. И. Карпова ; авт.-сост. В. С. Арнаутов] . - Кемерово, 2017. - С. 188 : фот.
     
  • Хоботнев Дмитрий Николаевич [некролог] /члены Кемеровского отделения Союза писателей России, Управление культуры администрации г. Новокузнецка, сотрудники Литературно-мемориального  музея Ф. М. Достоевского // Кузнецкий рабочий. – 2020. – 8 мая (№ 29). – С. 8.
     
  • Ярмолюк, А. Пророки, неофиты, фарисеи и те, кто в колодце : тема христианства в творчестве кузбасских авторов / А. Ярмолюк // Кузнецкая крепость. - Новокузнецк, 2013. -  № 1 (18). - С. 97-102 : фот.



Составитель: Киреева Т. Н.



© Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна. Сентябрь 2023 г.