Раевский Александр Дмитриевич (11.08.1951)



Поэт. Член Союза писателей России (1995).

Александр Дмитриевич Раевский родился в 1951 году в селе Алабуга Каргатского района Новосибирской области в крестьянской семье. Писать мечтал всю жизнь. Школьником публиковался в районной сельской газете, ему прочили журналистскую стезю.

В детстве, кроме стихов, увлекался рисованием. После окончания средней школы Александр Дмитриевич служил в армии на территории ГДР. По окончании службы работал в родном селе директором Дома культуры.

В 1974 году переехал в Новокузнецк. Заочно окончил факультет русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института. 20 лет служил в отряде военизированной пожарной охраны №4 (ОГПС-24 ЗСМК). Вышел в отставку в звании капитана. Награжден медалями за отличную службу.

Первое стихотворение Александр Дмитриевич опубликовал в 1968 году в газете Каргатского района. С тех пор регулярно публикуется в центральной, областной, городской периодике. Его стихи печатались в журналах (альманахах) «Огни Кузбасса», «Кузнецкая крепость», «Сибирские огни», «Наш современник», «Роман-газете» и в других. Поэт имеет много газетных публикаций («Кузнецкий рабочий», «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса», «Кузнецкий край» и др.)

Печатался Александр Раевский также в коллективных сборниках: «Дыхание земли родимой» (Кемерово, 1979), «Час России»: антология одного стихотворения поэтов России / под редакцией В. Астафьева, Р. Солнцева (Москва, 1988), «Площадь Пушкина» (Кемерово, 1999), «Мы - «Притомье» (Кемерово, 1989), «Дороже серебра и злата» (Кемерово, 1994), «День поэзии» (Кемерово, 1994), «Пять стихотворений о любви» (Кемерово, 1998), «На родине моей повыпали снега…» (Кемерово, 1998), «Собор стихов» (Кемерово, 2003), «Слово о матери: антология сибирской поэзии» (Тобольск, 2011) и в других.

Первый сборник - «Полуденный костер» - помог издать известный поэт Виктор Баянов. Ему передали рукопись и, как он сказал, «читал её всю ночь, не мог оторваться».

Александр Раевский - автор 6-ти книг: «Полуденный костер» (Кемерово, 1984), «Пьяные цветы» (Новокузнецк, 1994), «Сугробчик» (Кемерово, 1999), «Забураненный рай» (Кемерово, 2005), «Стеклянная лестница в небо» (Кемерово, 2011), «Ласковая высь» (Новокузнецк, 2016).

Поэт говорил: «Я отношу себя к лирикам. Пишу о природе, любви и считаю это главным предназначением поэзии. Устав немного от публицистики, люди опять читают Пушкина. Потянулись к более глубокому осмыслению жизни, ее вечных и непревзойденных истин. А истинно то, что первозданно: любовь, красота, добро. Это неумирающая тема. Большое впечатление для меня имеют впечатления детства, проведенного в деревне. Поэзия - это то, ради чего я живу.Она во мне с детства…».

Поэт активно сотрудничает с новокузнецкими композиторами. На стихи Раевского пишут музыку композиторы Михаил Маслов, Андрей Наумов, Геннадий Бурлаков и другие. Песни на слова Александра Раевского были участниками открытого городского конкурса «Гимн города Новокузнецка» (2015). Во второй тур конкурса прошли две песни на слова Раевского - на музыку композиторов Александра Ляпина и Сергея Толстокулакова.

Презентации книг поэта проходят библиотеке имени Н.В. Гоголя Новокузнецка. Поэт вел студию начинающих поэтов в Центральной детской библиотеке. Александр Дмитриевич говорил: «Работа с детьми - импульс для творчества».

Александр Раевский - участник областных семинаров и литературных объединений «Гренада» (Новокузнецк) и «Притомье» (Кемерово).Член Союза писателей России с 1995 года.

В 2008 году поэт был избран председателем Новокузнецкого филиала Союза писателей Кузбасса и пробыл на этой должности несколько лет.

Александр Дмитриевич Раевский живет в Новокузнецке. Имеет двоих детей и троих внуков.


Награды
:

  • лауреат премии «Молодость Кузбасса» за цикл стихотворений, опубликованных в сборнике «Дыхание земли родимой» (1980);
  • лауреат ежегодной премии журнала писателей России «Наш современник» за лучшие произведения прозы, поэзии, публицистики и литературной критики, опубликованные в 2003 году - за циклы стихов «Риск большой, но надежда велика» и «Неухоженный мой уголок» (2004);
  • один из первых обладателей кузбасской литературной премии «Образ», которая ежегодно вручается за лучшие произведения года в День славянской письменности (2007);
  • 4-го областного литературного конкурса «Энергия творчества» в номинации «Поэзия» - за подборку стихов в «Огнях Кузбасса» (2011);
  • медаль «За служение Кузбассу».

 

О творчестве Александра Раевского

«Поэт А. Раевский живет со своим временем в ногу, поэтому его волнует все, что происходит в стране под названием Россия. Этим и объясняются его сомнения, страх, тоска по несбывшимся надеждам ни одного поколения россиян. Четко это написано у поэта в двух его сказках, по манере, по интонации напоминающих сказки Л. Филатова, хотя самостоятельны по размышлениям и историчности.

Лирические стихи поэта захватывают искренностью, открытостью, какой-то незащищенностью и такой душевной ностальгией по детству, юности, по родным и дорогим деревенским улочкам, что невольно начинаешь вчитываться и искать образы, детали, близкие твоей душе.». (Писатели Новокузнецка / сост.: В. Е. Григорьева. Новокузнецк, 2004. С. 55,56).


Балакай Анатолий Георгиевич
, доктор филологических наук, профессор Новокузнецкого инстиутута (филиала) Кемеровского государственного университета.

«Лучшие стихи Александра Раевского, написанные за сорок лет, останутся в силе и правде.<…> Очень естественно у Раевского вплетаются в стихотворную ткань народно-песенные мотивы. Это не подражание, не игровая стилизация, скорее перекличка с предшественниками: Кольцовым, Никитиным, Есениным и другими русскими поэтами. То самое, необходимое каждому поэту - «ауканье через степь».<…> Думы у Александра Раевского извечно русские: о родине, о своем народе, о себе (как жил? Зачем жил?).

Александр Раевский в меру своего таланта служит России, защищая добро и обличая зло. Лучшие его стихи те, которыми он пробуждает в человеке чувства добрые. У поэта светлый дар. <…>

Александр Раевский - русский поэт. Этими двумя словами, по сути, все сказано. Остальное, что о нем написано и еще будет написано, можно читать, а можно и не читать. На мой взгляд, лучше перечитать, а точнее - перечитывать его стихотворения. Особенно в периоды сердечного оскудения, малодушия и мелкодушия».<…>

Между этими крайностями идет русский поэт Александр Раевский из двадцатого века в двадцать первый. Трудно идет, неровно. Иногда срывается, иногда теряет чувство меры, ориентиры, иногда впадает в бессильное отчаяние. Не железный человек. Напротив - с очень нежной, ранимой душой, которую тщетно пытается спрятать за вечным русским балагурством. Он все тот же, земной романтик, как сам когда-то писал: «Будь романтиком, но помни о земном». Тот же и не то.. С годами романтической седины да земной тоски поприбавилось». (Огни Кузбасса. 2006. № 3. С. 134,135, 137).


Баянов Виктор Михайлович
, поэт, член Союза писателей СССР.

«В его стихах - обыкновенная, привычная жизнь, живая речь, здоровый дух…». (Раевский А. Полуденный костер. Кемерово, 1984.С. 3).


Голуб Ольга Сергеевна
, сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского (Новокузнецк).

«Читая стихотворения Александра Раевского, окунаешься в мир русской природы, русской деревни. Эти две темы проходят через все творчество поэта, начиная с первого его сборника…Перед глазами читателя возникают деревенские пейзажи, где «пролетает востроглазая птица», где «пахнет свадьбою в природе», где «прокисло в сенцах молоко». <…> Тематика стихотворений Раевского разнообразна: не только родина и деревня, но и любовь, война, поэт и поэзия. Автор размышляет о современности, о молодости и старости, о смысле человеческой жизни».(Новокузнецк. 2007.7.05. С. 11)


Кузнецов Геннадий
Евстафьевич, поэт, член Союза журналистов СССР.

«У Раевского печаль в стихах настолько велика, что, кажется, вот-вот перейдет в надрывающую душу тоску. А радость какая-то робкая, совестливая, не бьющая в глаза. Такой звенящей и рвущей душу искренности чувств я не знаю ни у кого из новокузнецких поэтов. Строки идут не просто через сердце, а через кровоточащее сердце поэта».(Огни Кузбасса. 2009. № 1. С. 169).


Сазыкин Анатолий Семенович,
 кандидат филологических наук. 

«Казалось бы, живет русский человек, русский поэт «во глубине сибирских руд», в Кузбассе, и в решении судеб страны его не только никто не спрашивает, но и вообще не замечает, а у него глубокая и острая тревога и печаль за общую судьбу развалившейся страны <…> основной, ведущий пафос стихотворений Александра Раевского не выразить каким-то однозначным определением. Многогранны и тематика, и стилевая манера, сложно авторское отношение к окружающему миру, происходившим и происходящим в стране событиям, разнообразны суждения о себе, о людях и о своем призвании как человека и как поэта. Можно все-таки попытаться выделить какую-то равнодействующую. Это утверждение сложности, радости и горечи жизни. Это приоритет духовности над меркантилизмом. Это приоритет народных начал и принципов в понимании и осуществлении жизни. Это добрая ирония в отношении к себе самому и своему лирическому герою. Это уверенность в торжестве жизни». (Огни Кузбасса. 2015. № 3. С.167, 168).


Стрельников Сергей Николаевич,
поэт, бард, член Союза писателей России.

«Предельная искренность - неотъемлемая составляющая самобытного таланта Александра Раевского.<…> Искренние чувства, яркая неповторимая эмоциональность, всегда свой поворот мысли, исчерпывающая цельность замысла - все это характерно для сборника «Забураненный рай» и поэзии Александра Раевского в целом. Ее не назовешь могучей, мощной. Она скорее трепетна, нежна, даже хрупка, но за этими чисто внешними признаками я ощущаю силу и чистоту духовной позиции автора, его незыблемую веру в человека». (Огни Кузбасса. 2006. № 2.С.161, 162).


Трухан Елена Дмитриевна
, зам. директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Новокузнецк).

«Художественный мир Раевского строится в координатах нескольких ключевых пушкинско-есенинских образов, которые дают читателю «надежды крестик золотой» на благополучное исцеление, неизбежное преодоление осколочного быта, на возвращение утраченного. Простые, но глубокие по своей сути корневые понятия, русские обереги, такие земные и такие вечные: небо, звездочка, село, дорога, береза и рубашка поэта под ней». (Кузнецкий рабочий.2011.11.08.С.15).

 

Литература

 

Сост.: Киреева Т.Н.

 


© Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна. Дата публикации: февраль 2017 г.