Рещикова И. П. Город-сад: от градостроительного проекта к метафоре коммунизма

(Несколько соображений в качестве «оправдания» темы доклада, которым начинается работа краеведческого объединения)

«...нельзя уважающему себя городу быть без мифа:
лишенный мифа город превращается в статистику»
(И. И. Кобзев)

Системные изменения в жизни России последних 20 лет поставили постсоветское общество перед необходимостью переопределения себя практически по всем параметрам.

Ситуация нередко осмысляется в терминах кризиса идентичности - государственно-политической, национальной, культурной, личностной. Утраченное после перестройки социокультурное и ментальное единство россиян отчасти компенсируется ростом регионального самосознания. Однако регионализация в современной России все еще связывается преимущественно с экономико-географическими факторами и гораздо реже позиционируется как общекультурный процесс.

Новокузнецк и новокузнечане сегодня другие, нежели двадцать или десять лет назад. Время предъявляет свои требования к визитной карточке города, которая должна наконец стать концентрированным выражением его genius loci, но никак не сиюминутной идеологической конъюнктуры, будь то советской или «рыночно-демократической». Сегодня для культурологов, историков, философов настало время заняться разработкой культурно-символической модели города Новокузнецка, которая могла бы стать основой для выстраивания его современной идентичности и для обозначения векторов перспективного социокультурного развития.

Новокузнецк - не единственный город, стоящий сегодня перед задачей самоопределения.  Модели территориальной идентичности обсуждаются сегодня во многих городах России и бывшего Союза (Петербург, Москва, Киев, Пермь, Саратов, Калининград, Воронеж, Минск, Екатеринбург, Кострома, Красноярск, Омск, Оренбург, Одесса, Ижевск...). Наиболее продуктивным подходом является обращение к мифопоэтическим основам моделируемой городской идентичности (исследования локальных текстов или метафизики города). Уже имеется положительный опыт городов, использовавших данный подход к организации городского самоуправления, - в частности, в рамках экспертных докладов Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.

Поиск Новокузнецком своей современной культурной идентичности только начинается. Об этом свидетельствует оживление в краеведческих кругах, в пользу этого говорит обозначившийся интерес к истории города в местных СМИ. В Новокузнецке, где в целом завершился процесс «первоначального накопления» финансового капитала, теперь насущным вопросом стало формирование символического капитала города. Не вдаваясь в анализ этого сложного понятия П. Бурдье, отметим, что его компонентами являются репутация, внешний вид, имя, знаки достоинства, статусность, символы.

В течение 1990-2000-х годов в Новокузнецке с подачи властей активно разрабатываются направления Кузнецкая крепость и Новокузнецк спортивный (хоккейный, футбольный...). Есть основания считать, что эти модели, как и давно эксплуатируемая тема Кузнецк Достоевского, вряд ли могут претендовать на статус символа уникальности города. Тем более не справятся с задачей такого уровня маркетинговые кампании частных торговых предприятий (ТРЦ; попытки имеются). В разных регионах страны сегодня осознается, что идентичность горожан должна иметь более основательный фундамент, нежели празднование Дня города по едва ли не типовому сценарию для всей «демократической» России. Город как обжитое, космическое пространство предполагает наличие мифа. А сконструированная формула идентичности влияет на судьбу города.
 
Попробуем сделать первоначальную разметку когнитивно-символической карты Новокузнецка, прибегнув к метафоре культурного слоя (понимаемого как стратификация мифологического пространства города, структура его «метафизического измерения»):

  1. Археологический слой: древний «город» (поселение, городище), город-под-горой, город-на-горе, город-курган (?)...
  2. Этимологический слой (исключению подлежит вся топонимика местности в границах города): Кузнецк, Кузнецк-Сибирский, Новокузнецк, Сталинск, «Кузня», «Абинск», «Кондомск», «Аба-Тура»...
  3. «Геополитический» слой: город-острог, форпост колонизации, город-крепость, город-тыл, «южная столица Кузбасса»...
  4. Антропологический и этнологический слой: сибирский город, исторический город, город-«котел» этнический и «социальный» (ср.: Кузнецкая котловина), уездный, казачий, старожильческий город...
  5. Исторический (имперский?) слой: город-ссылка, город-«каторга», город-тюрьма, город-лагерь...
  6. Индустриальный   слой:   Кузнецкстрой,   город-завод,   рабочий   город,   город-труженик, соцгород, город-стройка...
  7. Мифологический слой: город-сад, «город-ад», город-болото, город-котлован, «таежный» город, город-призрак («город-смог»)...
  8. Слой амбиций «провинциального постмодерна»: «большой город», «современный» город, «евро-город» (?!)...
  9. Экзистенциальный слой:  город-тупик (транспортные магистрали), город-угол («медвежий»), город-огород, глушь, захолустье, выселки, город-на-краю, город-на-границе, околица, периферия, город-судьба, город-Молох, город-стигма...

В этих и иных неназванных кодах может быть описано то, что является «душой» нашего города. Это не более чем эскиз, подлежащий дальнейшему обдумыванию, изменению и углублению. Некоторые из перечисленных мифологем обладают особой символической глубиной, другие «одномерны». Но есть основания полагать, что стержневым мифом Новокузнецка должен остаться символ города-сада, но с иным, чем .прежде, уровнем осмысления. Сама эта идеологема за последние семьдесят лет претерпела целый ряд метаморфоз и приобрела «местное», отличное от «словарного» значение. Это и есть основа нашего «локального текста». Город-сад как мощный пласт городской мифологии, несмотря на его лакированную хрестоматийность, практически не был разработан в координатах советского символического универсума и должен быть развернут именно теперь.

Текст - сокращенный вариант статьи:
Рещикова И. П. «Метафизика Новокузнецка»:
к постановке проблемы. - Кемерово, 2007
(принята к публикации).