Валиулин В. “Когда праздника слишком много, он становится вакханалией”

Эти слова главный художник города Александр Сергеевич Архиповский произнес буквально через день после коллегии администрации Новокузнецка, на которой рассматривался вопрос о состоянии городской наружной рекламы. Мы встретились с ним, чтобы обсудить возможности власти и общественности в борьбе за идеологическое пространство Новокузнецка. С кем борьба? - спросит читатель. С равнодушием, невежеством, безграмотностью.

Так совпало, что два обсуждения (общественное и административное), посвященные состоянию городской наружной рекламы, прошли почти одновременно. Первое - в рамках заседания краеведческого объединения “Серебряный ключ”, второе - на коллегии горадминистрации. Оба были плановыми, тем не менее пришлись ко времени, когда градус общественного недовольства состоянием городской рекламы достиг апогея.

Общественность и раньше пыталась достучаться до здравого смысла рекламосочинителей и рекламопроизводителей, указывая на безвкусие, безграмотность, а порой откровенно порнографический подтекст некоторых “произведений” современной наглядной агитации. Реакция на эти стуки была практически нулевой. Но сейчас, когда по средствам массовой информации прокатилась волна критических высказываний, а на коллегии администрации глава города сказал, что с этим нужно что-то делать, ситуация начала меняться.

Первый результат мы с Александром Сергеевичем Архиповским прочувствовали уже в самом начале нашей беседы. На столе главного художника города зазвонил телефон. Звонили из одной из городских рекламных компаний. Собеседник на другом конце провода просил помочь развести ситуацию с рекламным щитом “Теле-2”, размещенным на конструкции напротив “Универбыта”.

Рекламу “Теле-2” с итальянскими бандитами знают, наверное, все. Она нахраписта, безвкусна, но с претензией на юмор. В городском рекламном пространстве она уже завоевала свое место, и с ней, похоже, смирились. А тут, перед 65-летием Великой Победы, на той же конструкции был установлен щит, посвященный великой дате. И присутствие итальянских бандитов в центре города стало неуместным. Возник естественный вопрос: “Кто позволил?!” и не менее естественное указание: “Убрать!”

Рекламщики просили Архиповского прикрыть их от раздражения властей. Главный художник на это вполне резонно спросил: “А кто вам давал разрешение на установку щита? Я давал?” - “Нет, архитектор Центрального района”. - “Что ж вы обращаетесь ко мне? Ко мне нужно было обращаться до того, как вам пришла в голову мысль разместить изображения этих людей в центре города”.

К сожалению, констатировал позже Александр Сергеевич, главный художник города не может влиять на содержание и размещение городской наружной рекламы, социальной в том числе. И содержание, и смысл, и надписи на рекламных щитах и баннерах зависят от рекламщиков. Если дизайнер рекламного агентства, работающий над содержанием баннера, обладает чувством художественного вкуса, грамотностью и понимает степень воздействия своего творения на зрителя, он сделает один образец. А если не понимает - совершенно другой, вроде того же “Большого мужского пива”.

Самому Архиповскому нынешняя городская реклама совсем не по душе. Он бы хотел иметь возможность вмешиваться в процесс ее размещения, но не может этого делать. Контролирующими функциями главный художник не обладает. Правда, после заседания коллегии горадминистрации, достаточно резко отозвавшейся о нынешнем состоянии городской рекламы, дело может сдвинуться в сторону благих решений.

Еще в прошлом году той же коллегией были утверждены городские зоны, свободные от наружной рекламы. Тогда на этом все дело и закончилось, но нынче администраторы решили пойти дальше: взять да и на самом деле освободить эти зоны от рекламы. Сам Александр Сергеевич Архиповский берется выйти с лестницей и снять рекламу с тех мест, докуда дотянется рука. А там, докуда не дотянется, поможет автовышка.

- Однажды, - говорит Архиповский, - я заснял фотоаппаратом городские улицы, заполненные рекламными щитами. А когда просмотрел отснятое, ахнул: оказалось, что 70 процентов визуального пространства занято рекламой, а собственно на улицу, ее архитектуру и зеленое убранство остается всего тридцать. То есть горожанин, по сути, из-за плакатов и баннеров не видит свой город. А потом мы спрашиваем себя: откуда в нас нервозность, раздражение, агрессия?

В самом деле, эстетика эстетикой, но не надо забывать о воздействии рекламных щитов на душевное состояние горожанина и его нравственность. Пора уже перевести разговор о рекламном обеспечении города в область этико-нравственную. Что остается в душе горожанина от прочтения бессмысленных, ничего не дающих уму и сердцу обращений или равнодушных признаний в любви? Помогают ли набившие оскомину слоганы о Новокузнецке, которым кто-то привык гордиться, воспитанию патриотизма, истинной любви и уважения к нашему заслуженному городу?

Сразу после того заседания краеведческого объединения “Серебряный ключ”, на котором прозвучал критический доклад преподавателя НФИ КемГУ Ирины Петровны Рещиковой, она вместе со своей коллегой доцентом Еленой Борисовной Макарчевой разработала предложения по созданию эффективной системы наружной социальной рекламы территории, а в качестве примера - вариант оформления города к 65-летию Великой Победы. Этот вариант появился как ответ на предложение архитектора Центрального района Веры Васильевны Тен краеведам принять участие в подготовке к юбилею.

Вера Васильевна, однако, лишь заявила о готовности сотрудничать с краеведами, но до реальных действий дело не довела и на встречу с краеведами не пришла. Хорошо, главный художник города Александр Сергеевич Архиповский взялся донести предложения краеведов до работников рекламных служб и администрации города. Краеведы надеются, что их активность не останется невостребованной.

 

Валиулин, В. "Когда праздника слишком много, он становится вакханалией" / Владимир Валиулин ; Александр Бокин (фото) // Кузнецкий рабочий. - 2010. - 13 февраля (№ 16). - С. 2 : фото.