«Огонь мерцающий сосуде»: поэзия Николая Заболоцкого

К Году литературы в России


поэзия Николая Заболоцкого

«Мелодия стиха»: Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Исполняет: К.Райкин 
 

5 апреля в 13-00 в творческой гостиной ЦГБ им. Н. В. Гоголя (Спартака, 11) прошла очередная встреча проекта «Живое слово». Она была посвящена поэзии Николая Заболоцкого.

Лекцию читал Почетный читатель нашей библиотеки, известный филолог - Анатолий Семенович Сазыкин.

При жизни Николая Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений: «Столбцы» (1929), «Вторая книга» (1937), «Стихотворения» (1948), «Стихотворения» (1957). Не оцененный по достоинству и методически третируемый критикой, выбитый из литературы в ГУЛАГ во второй половине 1930 годов, он вошел в литературу 1950 годов как большой мастер поэзии и с тех пор остается одним из самых читаемых поэтов.

Николай Заболоцкий был человеком большой дисциплинированности и ответственности. Что особенно проявилось в годы его учебы. Но за внешним спокойствием поэта всегда таилась бурная и мощная энергия, страстное сердце, пытливая мысль художника и исследователя. Неслучайно, многие строчки Николая Заболоцкого давно уже стали философскими афоризмами, вызывающими глубокие раздумья над проблемами человеческой жизни, дружбы, любви и т. п. А переложенное им на современный стих «Слово о полку Игореве» и сегодня остается лучшим среди других. Да и кто сегодня не знает песню с такими словами:


Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Деревенское детство, любовь к крестьянскому труду, к полям и лесам не могли не отразиться в творчестве поэта. Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.

Когда он был еще в начале творческого пути, то пытался найти собственный поэтический язык, выработать особенную манеру художественного отражения жизни: вырваться за пределы Вселенной, чтобы объять мироздание. Увлеченность натуралистической философией Платона, поэзией Гете, учениями Циолковского и Вернадского помогали ему говорить на «своем языке» - так, как никто до него не говорил. В его поэтической системе значение стали иметь звуки, а не только слова.

Новаторство поэтического дарования Заболоцкого уводило его выше и дальше других, с его помощью он постигал и выражал Величие мира. Так появился сборник стихов «Столбцы». Здесь Заболоцкий ратует за душу человека, являющуюся стрежнем всего – жизни, искусства. При этом в поэзии Заболоцкого человек – всего лишь частичка мира, «не детище природы, а мысль ее»… Есть в его поэзии и философские размышления о Вселенной, расположенной вне и внутри нас, о жизни и смерти, о природе и времени, о человеке и его отношениях с животным и растительным миром. Это не попытка опоэтизировать науку, а скорее, восторг художника перед величием и стройностью Мироздания.

Другой период творчества наступает у поэта после освобождения из лагерей (шесть лет) и возвращения из ссылки – во второй половине сороковых годов. Несмотря на суровые испытания, приготовленные поэту жизнью, он не «превратился в лагерную пыль», выстоял. Однако, жесточайшие испытания не давали ему возможности творить в годы лагерей.

Вернувшись к нормальной жизни, он еще долго не мог вернуться к самому себе, стал замечательным переводчиком. Появляются циклы его переводов грузинской поэзии, переложение «Слова о полку Игореве» и много другое.

Постепенно поэт возвращается в литературу, но социальные условия корректируют его творческую манеру. Это несколько другой поэт – более философский, не столь прямолинейный. В его творчестве превалирует

мотив любви к жизни: «Нет ничего прекрасней бытия». Перенесенные ли тяжкие лишения и связанный с ними новый опыт, переосмысление ли жизненных ценностей и ревизия прежнего творчества явились этому причиной, но лагерная пора хронологически четко служит водоразделом в его поэзии.

Заболоцкий в эту эпоху приходит к реалистичности изображения, классической стройности, к «неслыханной простоте» (Пастернак). Стихи, родственные живописи авангарда, сменяются другими, близкими полотнам романтиков и реалистов.

Ничто не исчезает: «припаду я убитый к земле», - слово и душа поэта вечны. Отсюда в его стихах вечный гимн музыке, живописи, красоте. Его собственная история любви находит отражение в творчестве: «и хлынул свет» любви, которая «душу окрыляет и спасает».

Творческим завещанием поэта до сих пор остаются строки: «не позволяй душе лениться»!


Ждем всех не ленных душой на мероприятия наших проектов! Следите за афишей сайта!

 

Впечатлениями от встречи делилась: Е. Э. Протопопова, гл.специалист по библ.маркетингу, тел.: 74-79-55 e-mail: protopopova@libnvkz.ru

Фоторепортаж: О.Д. Анчокова, нач. отдела абонемент, Тел.: 74-73-87

 

фотоальбом видео