Ретро-видеосалон «Забыть невозможно». Фильм «Старшая сестра» (12+)


9 февраля в конференц-зале Центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя в рамках рубрики «Кино с мужским характером» прошло занятие Ретро-видеосалона «Забыть невозможно». Оно было посвящено прекрасному советскому актёру и режиссёру театра и кино – Михаилу Ивановичу Жарову.

Ведущие Зрители

Михаил Иванович с детства любил книги и театр. С удовольствием ходил в цирк, который оказался первым серьезным увлечением юного Жарова. Потом он стал поклонником только что появившегося кинематографа. Дома представлял родным все увиденное на экране или товарищам, которых собирал во дворе. Когда мать вызывали в школу, она уже знала, что скажут учителя: «Миша опять строил всем рожи...» Классическое начало для лицедея…

Но первую «звездную» роль актер сыграл в самом первом отечественном звуковом фильме «Путевка в жизнь» (1931 г.) – роль вора Фомки Жигана. Приглашение на эту роль Жарову поначалу показалось очень странным. На «убийц» его еще никто не пробовал.«Так ведь потому и беру тебя, что ты не похож на жулика и убийцу», - объяснил актеру режиссер Николай Экк. Он имел в виду непохожесть Жарова на заурядный, расхожий тип бандита. Актер сыграл впечатляюще, совершенно раскованно, с лихой удалью – и его отрицательный герой невольно стал всеобщим любимцем, объектом восхищения публики.

Перед войной Михаил Жаров превратился в одного из самых известных и востребованных актеров. Он сыграл не просто очень много ролей, по сути, тогда сыграл в кино все свои лучшие роли. За роль добродушного, неунывающего царедворца Меншикова в фильме «Петр Первый» (1937-1939 гг.) актер в 1941 году был награжден Сталинской премией. Недаром писатель Алексей Толстой, увидев впервые Жарова в роли Меншикова, задумчиво и как бы с удивлением произнес: «Так вот он какой…Меншиков! Интересно…»

С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой – сельский милиционер Анискин. Его приключения составили целый мини-сериал: «Деревенский детектив» (1968 г.), «Развод по-нарымски» (1972 г.), «Анискин и Фантомас» (1973 г.), «И снова Анискин» (1978 г.).

Его Анискин – деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно» и разумно.

Выдающийся актер ушел из жизни ранним утром 15 декабря 1981 года. На бумагах в его кабинете осталась пронзительная записка: «Ничего не трогать. Скоро вернусь!» Творчество Михаила Ивановича Жарова – не просто страница истории советского кино и театра. Это не стареющая и важная часть нашей духовной жизни. Созданные им образы остались с нами навсегда, а прекрасные фильмы с его участием продолжают свою долгую самостоятельную жизнь.

Название мероприятия Презентация

Сотрудники Отдела искусств познакомили гостей Ретро-видеосалона «Забыть невозможно» с интересными фактами, взятыми из личной и творческой жизни актера ярко-самобытного таланта. Их рассказ дополнился демонстрацией на большом экране фото и видео-отрывков из фильмов с участием М. И. Жарова.

В заключение встречи участники Ретро-видеосалона с особым чувством посмотрели психологическую драму «Старшая сестра» режиссера Георгия Натансона. Это хорошее умное кино о мечте, о том, как сложно в нашим мире жить мечтой, совмещать её с бытовыми делами. Но к ней нужно идти всеми возможными способами. Так как без мечты, как нам и показали главные герои, счастлив не будешь. Когда в свое время фильм посмотрел автор пьесы Александр Володин, он сказал: «Мне за картину «Старшая сестра» не стыдно».


09.02.2021 - ТВН, сюжет «Ретровидеосалон. Михаил Жаров»

 

 

Е. А. Володеева, гл. библиотекарь Отдела искусств ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел. (3843) 74-34-01