«Тайны эпох»: арт-час (12+)


18 октября в конференц-зале Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя (ул. Спартака, 11) состоялся арт-час «Тайны эпох», посвященный гениальным скульпторам разных столетий – Рафаэлю Монти, Джованни Лоренцо Бернини и Филиппу Фаро.

Скульптура – один из видов изобразительного искусства. Слово «скульптура» происходит от латинского слова, обозначающего – «ваяние, «вырезание», «высекание».

Только гениальным скульпторам доступно передать в камне нежность и воздушность легчайшей ткани, выражение лица, изгибы тела и складки одежды.

«…Неторопливый, постепенный
Резец с богини сокровенной
Кору снимает за корой…».

Евгений Баратынский, «Скульптор»

Самым знаменитым скульптором – «вуалистом» XIX века» – по праву считается Рафаэль Монти. «Мраморная вуаль» – визитная карточка скульптора и великолепный пример романтической скульптуры. В 1846 году на туманном Альбионе была создана самая знаменитая скульптура мастера – «Весталка». Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённую голову юной жрицы, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого!

«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, – и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит…».

Фрагмент сонета №60 Микеланджело Буонарроти

За невероятно реалистичные работы гениального скульптора эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини называли «способным оживлять мрамор». В 15 лет юноша создал скульптуру «Мученичество святого Лаврентия». Дабы передать в мраморе страшные страдания Лаврентия, совсем еще юный Бернини прислонился ногой к горячей жаровне и при этом смотрел в зеркало на себя, запечатлевая на бумаге свои страдания. Таким образом, он делал эскиз для будущей скульптуры.

Влиятельный в Риме кардинал Шипионе Боргезе получил от Бернини потрясающие скульптуры, украсившие его коллекцию: «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид» и бюст самого кардинала Боргезе.

Семейная капелла, посвященная святой Терезе Авильской, созданная в церкви Санта Мария делла Виттория, стала невероятной удачей мастера, а изваянный им «Экстаз святой Терезы» – одной из самых выдающихся скульптурных композиций в истории мирового искусства. Сам маэстро говорил, что это его лучшая работа.

«…Ваятель,
Влюблённый в свой труд до предела,
Подобен слепому:
Он пальцами ищет
Для светлой души совершенное тело,
Чтоб дать ей навеки живое жилище…».

Василий Федоров, «Скульптор»

Может ли человек выражать и отображать безмолвие мира в искусстве? Современный скульптор французского происхождения Филипп Фаро решил этот вечный экзистенциальный и философский вопрос. В своих работах скульптор пытается через искусство ответить на вопрос, зачем существует время и пространство.

Заядлый путешественник, он изучил культуру многих стран Европы, Азии, Африки и Карибского бассейна. Фаро создал многочисленные оригинальные работы от пятнадцати сантиметровых фарфоровых статуэток до памятников из камня и бронзы.

Талантливый мастер создал множество скульптурных пособий, учебные видео и несколько книг, в которых подробно изложен его процесс создания скульптуры из глины. Его творчеством можно любоваться бесконечно долго. Потому что каждая из его скульптур выглядит гораздо живее и эмоциональнее любого человека.

«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца…».

Микеланджело Буонаротти

Пытаясь воссоздать в глине или камне окружающий мир, любой скульптор стремится не просто воплотить страсть к творчеству, но и наделить холодную форму огнем живого жизненного начала, одухотворить материю, стать причастным к сотворению мира.

В этом и притягательна мощь одного из наиболее древних по происхождению искусств – скульптуры!

Фото 1 Фото 2

 

Володеева Е.А., главный библиотекарь отдела искусств ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел.: (3843) 74-34-01