Творческая встреча с Александром Савченко «Мы все в одной жизни. Н. А. Некрасов» (12+)


Сотрудники Отдела искусств ЦГБ им. Н.В. Гоголя провели для студентов Новокузнецкого техникума строительных технологий и сферы обслуживания творческую встречу с новокузнецким писателем Александром Карповичем Савченко - «Мы все в одной жизни. Н. Некрасов». Мероприятие было посвящено 200-летию со дня рождения русского поэта, прозаика и публициста – Николая Алексеевича Некрасова.

«…Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдёт мне впрок!

(«На родине», 1855 г.)

Николай Алексеевич Некрасов известен всему миру как один из самых заметных поэтов девятнадцатого века, писавших о крестьянских проблемах России: это и трагедия крепостного права, и духовный мир русского крестьянства.

Он был защитником неудачливых, неустроенных, отчаявшихся людей. «Друг беззащитный, больной и бездомный», – вот к кому с чувством душевной искренности обращался поэт. Каждая строчка в произведениях Некрасова - это боль, страдание и муки русского народа.

«…Чашу народного горя
Всю расплещи!..»

(«Душно! Без счастья и воли…», 1868 г.)

Александр Карпович Савченко, исследуя жизнь двух, живших в одно и то же время писателей, рассказал присутствующим о давней дружбе Николая Некрасова с Федором Достоевским. Литераторы часто вдвоем бывали на встречах петербургских молодых писателей. Николай Алексеевич к тому времени был уже знаменит, его знали Белинский, Тургенев, Толстой… Поэт Некрасов был лично знаком со многими редакторами газет и толстых журналов: «Отечественные записки», «Современник».

Некрасов, собственно говоря, открыл миру Достоевского. В 1845 г. Федор Михайлович написал свой первый роман «Бедные люди» и отослал его в редакцию журнала «Современник». Достоевский был так уверен в созданном произведении, что состояние эйфории не покидало его ни на мгновение. Но неожиданно вкралось сомнение, превратившееся в разочарование во всем написанном. Федор Михайлович ощутил в себе необъяснимый страх и безысходность.

 А в это время Николай Некрасов с Дмитрием Григоровичем успели за одну ночь прочитать только что написанное произведение Достоевского, уловили в нем «новое слово» и попросили Виссариона Белинского вникнуть в писательский труд молодого писателя … У отчаявшегося литератора состоялась встреча с великим критиком. После короткого разговора с Белинским Достоевский вернулся домой с крыльями за плечами. Он почувствовал в себе писателя!

Достоевскому в свою очередь пришлось присутствовать на похоронах давнего друга. Уже надвигались ранние сумерки, когда Достоевский пробрался к могиле, забросанной цветами и слабым голосом произнес:

«Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его…».

Очень любопытным прозвучал рассказ Александра Карповича об истории создания двух портретов Николая Некрасова. Автором обоих является русский художник Иван Николаевич Крамской. Он слыл талантливым портретистом, умел переносить человеческие лица на холст и удерживать их там на века. Но написать портрет умирающего литературного гения – на это решился бы не каждый… Крамского глубоко потрясло мужество Некрасова, который продолжал работать над поэтическим циклом, несмотря на тяжелую болезнь.

 Картина «Н. А. Некрасов в период «Последних песен» полностью уложилась в голове художника. Но в то же время Крамской не мог показать поэта рядовым страдальцем, образ Некрасова – это образ человека, борющегося, верящего в завтрашний день. От картины должен был исходить оптимизм. Будущие поколения должны видеть поэта, размышляющего над поэтической строкой, обязательно с блокнотом и карандашом.         

Картину художник дописывал после смерти Некрасова. Для усиления образа Крамской убрал всё лишнее, и, наоборот, ввёл атрибуты, передающие неукротимую жажду творчества. Некрасов весь в свету. Но это не больничный цвет лазарета. Это свет надежды. Пусть и не лично некрасовской, а общечеловеческой!

«Меж двух огней я шел неутомимый.
Куда пришел? Клянусь, не знаю сам,
Решить вопрос предоставляю вам.»

(«Уныние», 1874 г.)

В заключение своего выступления Александр Савченко предложил присутствующим ознакомиться со значками из своей коллекции. Около 50 значков, посвященных Николаю Алексеевичу Некрасову, были выпущены в Советском Союзе в период с 1965 г. по 1988 г.

ход мероприятия книжная выставка
коллекция значков общее фото
 

 

Е. А. Володеева, гл. библиотекарь Отдела искусств ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел. (3843) 74-34-01